По данным ученых из Университета Мичиган (США),
красивые клерки зарабатывают на 5% больше своих менее эффектных коллег,
а «середнячки» – на 9% больше откровенно некрасивых сотрудников.
Психологи отмечают, что эта тенденция актуальна для всего мира,
особенно в период кризиса. Соперников примерно одного профессионального
уровня на собеседованиях полно, так что кадровикам приходится
изобретать новые критерии оценки. Как правило, ими оказываются не число
выученных экзотических языков, а черты лица, цвет волос и телосложение.
Внимательно посмотрев на себя в зеркало, можно понять, стоит ли ожидать
повышения или на вас вечно будут сваливать дополнительную работу.
Интересно, каких карьерных высот можно достичь, полагаясь только на
свою внешность? Результаты опросов свидетельствуют о том,
что на внешность при приеме кандидата на работу обращают внимание 82%
работодателей. При этом работодатели не скрывают того, что у
соискателей с хорошими данными больше шансов получить вакантное место.
Эксперты выделяют несколько главных стереотипов. Соискатель рабочего
места вовсе не обязательно будет им соответствовать, но они настолько
глубоко въелись в подсознание людей, что не учитывать их нельзя.
«Скажем, человек с неприглядной внешностью относится к работе более
добросовестно, чем красивый человек, – рассказывает социальный психолог
Наталья Варская. – Привлекательные мужчины и женщины нередко ленивы и
несерьезно относятся к работе, рассчитывая, что им все сойдет с рук.
Это стоит учитывать как сотрудникам, так и руководству». В ус не дуют
Стереотипами можно и нужно пользоваться, убеждены эксперты. «Например,
лопоухость считается признаком простодушия, – полагает пластический
хирург Дмитрий Слоссер. – Если вопрос нужно решить силовым методом, то
человек предпочтет обратиться к милиционеру с выдающимся подбородком.
Обладателя орлиного носа люди наделяют сильной волей, вздернутого –
легкомысленностью, а носа-"картошки" – добротой. Короткая шея часто
сочетается с приземистым, коренастым телом и символизирует силу,
нередко упрямство. Важную роль играют и мимические морщины:
вертикальные между бровями указывают на человека легко раздражающегося,
который часто хмурится. У веселых, часто смеющихся людей ярче выражены
морщины в уголках глаз и носогубные складки. От этих стереотипов люди
могут сильно страдать. Но их можно очень выгодно использовать, если
характер в действительности не соответствует внешности». По
мнению экспертов из «Американского института усов», американцы-усачи
зарабатывают в среднем на 8,2% больше своих бородатых коллег, а
гладковыбритых мужчин обгоняют на 4,3%. «Мужчины с растительностью на
лице вызывают у работодателя больше доверия, – поясняет психотерапевт
Марк Сандомирский. – Густые усы и борода свидетельствуют о хорошем
гормональном состоянии, значит, меньше вероятность того, что такой
сотрудник будет часто болеть». В то же время психологи отмечают, что
обладатели окладистой бороды или залихватских усов могут и пострадать.
Бурная растительность на лице может также восприниматься как признак
творческой личности, и потенциальный работник уже заранее получит ярлык
«необязательный». «Бородатые мужчины на подсознательном уровне
стараются доказать свою мужественность, они не уверены в себе», –
считает Наталья Варская. Люди с высоким, открытым лбом, с
залысинами или вообще лысые ассоциируются с могучим интеллектом. А вот
плохое зрение кандидату частенько не добавляет баллов. В моде –
здоровье, и оправа с толстыми стеклами у претендента на престижную
должность сообщает работодателю о том, что человек не настолько
успешен, чтобы сделать операцию по коррекции зрения, и не настолько
организован, чтобы регулярно носить линзы. «Очки никак не могут
говорить ни об интеллектуальном уровне кандидата, ни о его
организованности, – считает корпоративный психолог Эдуард Кизилов. –
Это сказывается стереотип о таком чудаковатом, рассеянном профессоре,
от которого страдают многие обладатели неважного зрения». Веский аргумент
Не меньшее влияние на карьерный рост оказывает и телосложение
работника, считают эксперты. По данным американских ученых из
Мичиганского и Пенсильванского университетов, каждые 2,5 см роста
«сверх» средних показателей прибавляют 1,8% к жалованью сотрудника.
Исследователи компании Gallup полагают, что доход увеличится на 4%.
Финские ученые считают, что рост в детстве может повлиять на зарплату:
по результатам опроса почти пяти тысяч мужчин выяснилось, что те, кто
быстро рос в первый год жизни, в дальнейшем зарабатывали куда больше
своих «заторможенных» сверстников. Отметим, что речь идет не о
баскетбольной команде, а о простых клерках. «Людям высокого роста легче
заставить других подчиняться, – объясняет Марк Сандомирский. – Поэтому
при прочих равных условиях их скорее повысят в должности». Однако и
спрос с такого «гулливера» будет больше, чем, допустим, с тщедушного
юнца. А вот для дам куда важнее не рост, а вес. По крайней
мере, об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного в
Университете Нью-Йорка. Согласно подсчетам экспертов, зарплаты полных
дам меньше доходов их худощавых соперниц аж на 17%. «Около года назад я
познакомилась с прекрасной кандидаткой на пост бренд-менеджера, –
рассказала сотрудница одного из кадровых агентств Дарья Золотцева. – Мы
общались с ней по телефону, и в разговоре она показала себя настоящим
профессионалом. Однако компания не одобрила эту кандидатуру из-за того,
что кандидатка была полновата». Для представительниц
прекрасного пола есть еще один корпоративный критерий – цвет волос.
Согласно опросу, проведенному по заказу Garnier, женщины с темным
цветом волос зарабатывают больше, чем блондинки и рыжеволосые. Кроме
того, у брюнеток гораздо больше оснований рассчитывать на уважение со
стороны коллег. Как объяснила эти результаты психолог-колорист Анджула
Мутанда, дело в том, что оттенок волос с возрастом становится темнее, и
поэтому каштановые локоны 76% мужчин ассоциируют с большим опытом,
уверенностью и трезвостью ума. Однако всецело полагаться на
результаты исследований и ставить на себе крест не стоит, считают
эксперты. Успешность того или иного типа внешности зависит от
профессии. «Крупные по телосложению люди вызывают больше доверия, чем
невысокие "доходяги", так что если в профессии очень важно произвести
хорошее первое впечатление, то предпочтение отдадут респектабельному,
крупному мужчине, – считает Дмитрий Слоссер. – Считается, что полные
люди добрее стройных, и если возникает взрывоопасная ситуация, мы
обращаемся именно к толстячкам. А вот пластический хирург-амбал с
крупными чертами лица и большими руками будет вызывать меньше доверия,
даже если он настоящий мастер своего дела. Подсознательно люди все
равно будут считать его каким-нибудь коновалом». Шефское счастье
Впрочем, шансы работника на повышение в должности зависят не только от
формы его носа или показаний стрелки весов, но и от вкусов начальства.
А предпочтения людей, занимающих руководящие должности, как считают
эксперты, часто далеки от классических. «Проблема в том, что у нас в
стране понятия "хороший вкус", "большие деньги" и "высокое положение"
не всегда совпадают, – говорит психолог Розалия Васильева. – Достаточно
посмотреть на ассортимент магазинов подарков "для тех, у кого все
есть". Какие-то чудовищные массивные письменные приборы, которыми убить
можно, аляповатые скульптуры. Это вульгарное наследие советских времен,
когда главное, чтобы было "богато", проявляется во всем – начиная от
манеры оформления рабочего кабинета и заканчивая критериями отбора
сотрудников». Интересным дополнением к мнению эксперта могут
служить результаты соцопроса, проведенного исследовательским холдингом
Romir. Выяснилось, что чем богаче человек, тем меньше он замечает
красивых женщин. Всего 1% среди обеспеченных респондентов посчитал, что
за последние 15 лет в России появилось больше красавиц, тогда как среди
граждан с низкими доходами таких нашлось 45%, а среди представителей
«среднего класса» этого же мнения придерживаются аж 70%. Началась ли
среди богатых россиян эпидемия близорукости или просто времени на
рассматривание девушек остается не так много – сказать сложно. Ученые
из Хельсинкского университета выяснили, что «гениев чистой красоты»
действительно стало больше. Каждое поколение обладает более
привлекательной внешностью, чем предыдущее. Кроме того, у красавиц на
16% больше детей по сравнению со среднемировым показателем, при этом
чаще рождаются девочки. Потому что нельзя быть красивой такой
С началом кризиса россияне начали искать не работу под стать себе, а
менять себя – под работу. Интересно, что кавалеры в этом плане стали
стремительно догонять дам. Число мужчин, которые добровольно легли под
нож пластического хирурга, за последний год увеличилось как минимум в
два раза. «Причем если раньше речь шла о самых распространенных
операциях – на уши или нос, то теперь представители сильной половины
человечества заказывают операции на веках или подтяжку лица, –
рассказывает Дмитрий Слоссер. – Расчет их прост: чем моложе выглядишь,
тем более ты конкурентоспособен в условиях кризиса». Парадокс,
но красивым россиянам и россиянкам приходится почти так же несладко,
как и «сереньким мышкам». «На собеседование в компанию пришли две
девушки: одна обладала по-настоящему модельной внешностью, очень
красивая. Вторую можно было назвать симпатичной, но она была вполне
заурядной, – поделился случаем из практики PR-менеджер одной из крупных
рекрутинговых компаний Руслан Кокорев. – И на работу приняли вторую
кандидатку, объяснив свой выбор тем, что первая соискательница
привлекала бы все внимание к себе, а не к работе». Такой подход
работодателей можно понять, но профессиональным его назвать никак
нельзя. «Работодатель-мужчина может отказать квалифицированной
кандидатке модельной внешности, опасаясь возникновения служебного
романа или подозрений в таком романе, – рассказала Розалия Васильева. –
Например, у него может быть очень ревнивая супруга, которая требует
набора исключительно сотрудниц-"крокодилов"». Женщины-руководители, как
правило, воспринимают девушек-подчиненных как соперниц. Соответственно,
они набирают сотрудниц не красивее себя, но и не совсем уж дурнушек».
Какими бы ни были реальные мотивы, отказывать в месте из-за внешности и
уж тем более прямо говорить об этом – незаконно, отмечают эксперты.
«Работодатель легко может доказать, что причина отказа кроется в
недостатке профессионализма или нехватке специфических навыков, даже
если кандидат семи пядей во лбу, – рассказала юрист, сотрудник Центра
социально-трудовых прав Анна Гвоздицких. – Если есть подозрение, что на
должность вы не попали именно из-за внешности, а никаких объяснений от
несостоявшегося руководства не поступало, то необходимо зафиксировать
факт обращения в компанию, сфотографировать объявление о приеме на
работу, а также написать туда заявление с просьбой указать причину
отказа. Если внятных объяснений так и не получено, то можно обращаться
к юристу и добиваться ответа с его помощью». Newizv.ru
|