Уволиться
и сбежать от офисного рабства на тропический остров может практически
каждый. Гораздо труднее поселиться «на пляже» и при этом остаться в
привычной профессии.
Анастасия Гамеза, менеджер по правам
издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер», в этом году
переехала из Москвы на остров Тенерифе. При этом она не уволилась из
издательства, а продолжает выполнять свою обычную работу – ищет авторов
и рукописи, ведет переговоры с правообладателями книг, общается с
коллегами и партнерами через Интернет, оформляет и рассылает документы.
Только теперь ее офис – это квартира в городе Санта-Крус с террасой,
откуда открывается прекрасный вид на океан и горы. Хотя это и город с
современными многоэтажками, до пляжа рукой подать. Анастасия трудится
сейчас в основном в интерактивном режиме. «Теперь авторы высылают
рукописи в электронном виде, в формате PDF, что серьезно сокращает
затраты времени и средств – к примеру, не надо просить кого-то
отправить рукопись из США в Москву», – рассказывает Гамеза. Лучше бывает
Анастасия замечает, что была довольна карьерой и жизнью в Москве:
думала, что лучшего нельзя и пожелать. Но, поехав летом 2008 г.
отдыхать на Тенерифе, заболела Канарами. «Раньше работа занимала 80%
моих мыслей и интересов, теперь, наверное, 10%», – признается Гамеза:
высвободилось много времени и места для других интересных вещей, людей
и событий, о существовании которых она даже не подозревала.
«Я решила переехать, не зная никого на острове, – объясняет Гамеза. –
Но заводить полезные знакомства начала еще зимой в Москве с помощью
нетворкинга и Интернета. Так и познакомилась с директором туристической
компании, которая организует океанские прогулки». Помогло хорошее
знание английского языка, а летом она специально отправилась на
Тенерифе, чтобы учить испанский. Теперь два раза в неделю Анастасия
подрабатывает гидом на катамаране Free Bird One – сопровождает
туристов, желающих полюбоваться на дельфинов и китов. Между островами
Тенерифе и Ла-Гомера обитает около 500 черных дельфинов, и днем они
дремлют на поверхности воды. Так что туристам практически на 100%
гарантируется, что они их увидят, говорит Гамеза. Чтобы стать гидом,
пришлось освоить мегабайты новой информации. «Например, понять, почему
дельфины ведут ночной образ жизни, чем они питаются и как жестоко
поедают кальмаров», – улыбается Гамеза. По ее словам, она нашла еще
одно интересное занятие: планирует обучать испанцев русскому языку в
местной языковой школе, с которой уже договорилась сотрудничать.
Удаленный начальник
Раньше Гамеза была главным редактором издательства «Манн, Иванов и
Фербер», но от этой должности пришлось отказаться из-за переезда. Если
бы она была руководителем, то вряд ли смогла бы так устроиться. Когда
надо отвечать за других людей, работать на удаленном доступе, тем более
в восьми часах лета от Москвы, не получилось бы, говорит Гамеза.
А вот Егору Сусину, начальнику аналитического департамента ГК
«Альпари», уже около двух лет удается руководить отделом из курортного
города Будва в Черногории. Он арендовал там двухкомнатную квартиру в
300 метрах от моря, и обходится она «дешевле, чем в Москве». «Здесь я
успеваю гораздо больше: время, потраченное на пробки и прочие прелести
столичной жизни, можно использовать с большей пользой», – говорит он.
Правда, Сусин и раньше трудился на удаленном доступе: начинал в
компании как рядовой менеджер и даже карьеру сделал «из дома». «В
бетонное офисное рабство я не попал, хотя не раз приглашали», –
рассказал Сусин. После его переезда ничего не изменилось – он остался
таким же мобильным и доступным, говорят коллеги. «Мы с Егором работали
в паре: я в московском офисе, он – из дома, из кафе на пляже, что
абсолютно не мешало отвечать на запросы журналистов в течение
получаса», – рассказала Елизавета Ильичева, которая до недавнего
времени была PR-менеджером «Альпари». Сусин говорит, что на пляже
работать не слишком удобно – ноутбук не выдерживает испытания солнцем,
а расслабленная атмосфера не способствует написанию аналитических
отчетов о мировой экономике. Но почти каждый рабочий день он успевает
побывать на пляже и искупаться, если сезон позволяет.
Журналист и маркетолог Лия Смекун два года назад вышла замуж и уехала
жить в Мюнхен. А год назад, не выезжая из Мюнхена, открыла в Москве
рекламное бюро ST-Project, в котором, являясь совладельцем, руководит
направлением интернет-маркетинга. «У меня хорошая команда дизайнеров,
программистов, копирайтеров, маркетологов, – рассказывает Лия. – Для
кого-то мы делаем сайт, для кого-то проводим исследование или
осуществляем комплексную маркетинговую поддержку интернет-проектов».
Лия говорит, что ей было сложно научиться работать в таком режиме:
«Отсутствие привычного распорядка, временного регламента, близости
коллег и других внешних факторов не только расслабляет, но и дает
слишком много вариантов. Как работать? Когда начинать? Как
контролировать? Стоит ли строить планы? Сначала я, боясь слишком
расслабиться, работала по 12-14 часов почти без выходных. Спасибо мужу,
который ввел жесткое правило "работать в рабочее время”. Конечно, я
иногда это правило нарушаю, но так было и в "офисной” жизни». Разбавить режим
Такой «пляжный» режим работы подходит скорее для интеллектуальных и
творческих работников, считает Глеб Архангельский, гендиректор
консалтинговой компании «Организация времени». «Топ-менеджерам,
особенно первым лицам компаний, более свободно располагающим рабочим
временем, я рекомендую формат "рабочего отпуска”: раз в пару месяцев
стоит провести неделю-две где-нибудь в приятной солнечной стране
(особенно это актуально осенью, зимой и весной), но не в отдыхе, а в
рабочем процессе, – говорит Архангельский. – Пусть это будет
онлайн-работа – встреча с клиентами и сотрудниками по скайпу, важные,
но не срочные интеллектуальные дела, до которых в текучке не доходят
руки, например разработка бизнес-плана нового направления». Он
признается, что сам регулярно устраивает себе такой рабочий отпуск.
«Хорошо укрепляет здоровье в нашу промозглую зиму и позволяет
эффективно поработать без офисных отвлечений, – улыбается эксперт. –
Аналогично летом советую добавлять к загородному отдыху пятницу и
понедельник – работать в эти дни удаленно, сам я делаю именно так и
многое успеваю». Интернет-проект Slon.ru с первых дней
работает на безофисной основе. Правда, среди штатных сотрудников нет
людей, постоянно живущих за границей, рассказал его руководитель Леонид
Бершидский. Но опыт рабочего отпуска, проведенного на Бали, был у
старшего редактора Slon.ru Дмитрия Кузнеца. Никто даже не заметил, что
он покинул Москву на месяц: он вставал и жил по московскому времени,
делая обычную работу и успевая каждый день купаться в море, замечает
Бершидский. «Я люблю, когда сотрудника не видно, – говорит
Бершидский. – Если человек может производить хороший продукт, сидя на
Бали, то какая разница, где он сидит». По его словам, проблем с
коммуникациями с таким подчиненным у него не будет: к примеру, на ковер
его вполне можно вызвать по скайпу. Елена Горелова Римма Авшалумова Оксана Гончарова Ведомости
|